Разъясняет прокуратура Хабаровского края: Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов

13 октября 2022

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения установлены Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Закон об антикоррупционной экспертизе).

Закон об антикоррупционной экспертизе под коррупциогенными факторами подразумевает положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Статьей 3 Закона об антикоррупционной экспертизе регламентирован четкий круг субъектов, в чьи полномочия входит проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, к которым, в частности, относятся органы прокуратуры.

Прокуроры проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов по вопросам, в том числе касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, земельного, градостроительного законодательства, а выявленные коррупциогенные факторы в нормативных правовых актов отражаются в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта (далее требование прокурора) или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование прокурора подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня его поступления.