Дальневосточная транспортная прокуратура разъясняет о сроках рассмотрения в органах прокуратуры обращений, отдельных категорий жалоб

04 октября 2023

Рассмотрение обращений и личный прием граждан является неотъемлемой функцией правозащитной деятельности органов прокуратуры.

Работа Дальневосточной транспортной прокуратуры строится на основе всестороннего и объективного рассмотрения жалоб, фактического восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителей.

Порядок приема и рассмотрения обращений в органах прокуратуры регламентирован федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации», «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, введенной в действие приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, введенной в действие приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 (далее - Инструкция № 45).

Согласно статье 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушениях законов.

Обращения могут быть получены в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, информационным системам общего пользования. Рассматриваются также обращения граждан, направленные средствами массовой информации.

Письменное обращение должно содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.

Обращение, поступившее в форме электронного документа, должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.

         В органах прокуратуры обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации (пункт 5.1 Инструкции № 45). В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений продлевается не более, чем на 30 дней с одновременным уведомлением заявителя (пункт 5.8 Инструкции № 45).

Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.

Инструкцией № 45 также установлены сокращенные сроки рассмотрения обращений.

Так, в 15-тидневный срок с даты регистрации направляются ответы на обращения:

- граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц, не требующие дополнительного изучения и проверки;

- ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также граждан Российской Федерации, являющихся бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, о нарушении их прав и свобод, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

В течение 10-ти дней направляются:

- письменное решение о предоставлении заявителю либо его представителю возможности ознакомиться с документами, об изготовлении копий документов либо об отказе в ознакомлении (пункт 4.16 Инструкции № 45);

- ответ на дубликат основного обращения, если дубликат поступил после разрешения основного обращения, со ссылкой на дату и исходящий номер отправленного ответа на основное обращение (пункт 3.13 Инструкции № 45).

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов не подменяют другие государственные органы и учреждения.

В связи с этим при поступлении обращений, подлежащих рассмотрению другими органами и учреждениями, такие обращения в соответствии с пунктом 3.5 Инструкции № 45 в 7-дневный срок направляются в соответствующий орган, с одновременным уведомлением заявителей.

Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение 5 дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения (за исключением случая, указанного в пункте 2.11 Инструкции № 45).

         Кроме того, в 7-дневный срок с даты регистрации:

         - направляются в нижестоящие прокуратуры обращения, по доводам которых руководителями этих прокуратур решения не принимались, с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя (пункт 3.2 Инструкции № 45);

         - направляются соответствующему прокурору обращения, разрешение которых не входит в компетенцию данной прокуратуры, с одновременным уведомлением об этом заявителя (пункт 3.4 Инструкции № 45);

         - направляются в соответствующие органы обращения, адресованные в органы следствия и дознания, а также обращения, адресованные прокурорам, но содержащие вопросы, относящиеся к компетенции органов следствия и дознания, ходатайства в порядке статей 119 и 120 УПК РФ, разрешение которых отнесено к компетенции органов предварительного следствия, с одновременным уведомлением об этом заявителя (пункт 3.3 Инструкции № 45);

         - возвращаются заявителям обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости – с разъяснением, куда им для этого следует обратиться (пункт 2.9 Инструкции № 45);

         - возвращается заявителю обращение, текст которого не поддается прочтению, с разъяснением права повторного обращения по данному вопросу (пункт 2.11 Инструкции № 45);

         - сообщается гражданину, направившему обращение о том, что текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, в связи с чем ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией (пункт 2.9 Инструкции № 45);

         - направляется ответ на обращения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также граждан Российской Федерации, являющихся бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, о нарушении их прав и свобод, не требующие дополнительного изучения и проверки, если иное не предусмотрено федеральным законодательством (пункт 5.1.1 Инструкции № 45);

         - направляется уведомление заявителю о результатах рассмотрения внесенных актов прокурорского реагирования по его обращению (с момента поступления сведений в прокуратуру) (пункт 6.2 Инструкции № 45);

         - направляется мотивированное сообщение об оставлении обращения, содержание которого свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры, без рассмотрения (пункт 2.10 Инструкции № 45).

Ответ на обращение не дается, если:

         - в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего его, или адрес, по которому должен быть направлен ответ (пункт 2.8 Инструкции № 45);

         - обращение лишено по содержанию логики и смысла, имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства (пункт 2.13 Инструкции № 45);

- в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи. Заявитель уведомляется о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение (пункт 2.12 Инструкции № 45).

Отдельными федеральными законами и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации установлены специальный порядок и сроки рассмотрения отдельных категорий обращений.

Так, жалобы участников уголовного судопроизводства рассматриваются в соответствии со статьей 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 24.08.2021 № 487 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора» в течение 3-х суток. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры для ее объективного рассмотрения, срок может быть продлен до 10-ти суток, о чем извещается заявитель.

Для защиты нарушенных прав хозяйствующие субъекты могут направить личное сообщение Генеральному прокурору Российской Федерации, срок разрешения которого установлен Регламентом рассмотрения личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации «Прямая линия для предпринимателей», утвержденным приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12.04.2021 № 188, и не должен превышать 14 рабочих дней с даты регистрации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации (срок может быть продлен до 30 календарных дней с одновременным уведомлением об этом заявителя).

Обращения, поданные через специально созданную цифровую платформу для субъектов предпринимательской деятельности в связи с оказанием на них давления со стороны правоохранительных органов – zabiznes.org (забинес.рф), рассматриваются в соответствии с Регламентом рассмотрения обращений субъектов предпринимательской деятельности в связи с оказанием на них давления со стороны правоохранительных органов, поступающих посредством цифровой платформы для приема таких обращений, утвержденным приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 19.09.2019 № 665, в течение 14 рабочих дней с момента регистрации, за исключением случаев, если оно подлежит рассмотрению в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

При необходимости проведения дополнительных проверочных мероприятий срок может быть продлен до 30 дней, о чем заявитель будет уведомлен.

Обращения, поданные субъектами малого и среднего предпринимательства на портале «Бизнес-навигатор МСП», рассматриваются в соответствии с Регламентом рассмотрения обращений и мониторинга анкет обратной связи, поступающих из личного кабинета предпринимателя на портале «Бизнес-навигатор МСП», утвержденным приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12.07.2019 № 491. При необходимости проведения проверочных мероприятий срок рассмотрения обращения составляет 30 дней, в исключительных случаях срок продлевается еще на 30 дней.