Дальневосточная транспортная прокуратура разъясняет о новом порядке досудебного обжалования решений уполномоченных органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги в отдельных сферах

08 февраля 2024

Федеральным законом от 25.12.2023 № 675-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – изменения, Федеральный закон).

В соответствии с указанными изменениями глава 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» дополнена статьей 11.4, предусматривающая особенности досудебного обжалования в отдельных сферах предоставления государственных услуг.

Так, согласно новой статье с 1 января 2028 года обжалование решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственную услугу по лицензированию отдельных видов деятельности, будет осуществляться в соответствии с установленными особенностями досудебного обжалования.

При этом для отдельным видов разрешительной деятельности Правительством Российской Федерации может быть предусмотрен более ранний срок.

В соответствии со статьей 11.4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ жалоба подается заявителем в течение 30 календарных дней со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав в электронном виде с использованием Единого портала госуслуг.  В случае, если жалоба содержит сведения, составляющие государственную тайну, она подается непосредственно в разрешительный орган в определяемом им порядке.

Жалоба должна содержать:

- наименование разрешительного органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;

- фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;

- сведения об обжалуемых решении разрешительного органа и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав заявителя, подавшего жалобу;

- основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением разрешительного органа и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;

- требования заявителя, подавшего жалобу.

Заявитель вправе приложить к жалобе позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, относящаяся к предмету жалобы.

Жалоба подлежит рассмотрению разрешительным органом в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткий срок не установлен Правительством Российской Федерации.

Решение об отказе в рассмотрении жалобы принимается разрешительным органом в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы, если:

 - жалоба подана после истечения срока подачи жалобы и не содержит ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;

- в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

- до принятия решения по жалобе от заявителя, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;

- имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;

- заявитель, ранее подавший жалобу в уполномоченный орган, подал другую жалобу по тому же предмету и по тем же основаниям;

- жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц разрешительного органа, а также членов их семей;

- ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету и по тем же основаниям, исключающий возможность повторного обращения данного заявителя с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;

- жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;

- содержание жалобы не относится к принятому в ходе предоставления государственной услуги решению и осуществленным действиям (бездействию).

Федеральный закон вступает в силу 24.02.2024.