Прежде всего, хочется сделать несколько важных акцентов на сущность гражданского общества. В науке и практике до сих пор не сложилось однозначного определения и понимания того, что собой представляет гражданское общество. Одни, подчеркивают доминирующую роль свободного волеизъявления граждан, соблюдение прав и свобод. Другие – участие в жизни общества. Третьи – возможность влияния на протекающие в обществе процессы. Четвертые – совпадение ожиданий общества и принимаемых властью решений. Пятые – возможности для самореализации граждан. Шестые – делают акцент на независимых СМИ. Седьмые – выделяют большую роль законопослушным гражданам, добросовестно и честно выполняющим свои обязанности. Восьмые – связывают гражданское общество с оппозицией. И так можно долго еще перечислять различные оттенки, характеризующие гражданское общество.
Гражданское общество выступает как «свободное», «справедливое», «демократическое», «плюралистическое», «открытое», «цивилизованное» и т.д.
Мы, прежде всего, делаем акцент в понимании гражданского общества на трех его важных элементах:
- во-первых, гражданское общество – это люди и проявляемая ими социальная (гражданская) активность.
- во-вторых, гражданское общество – это специфическая совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, оформленная в деятельности общественных структур.
- в-третьих, гражданское общество – это реальная возможность граждан, общественных структур, институтов гражданского общества влиять на процессы демократии, на процессы развития нашего общества, на принятие управленческих решений.
Наряду с тремя основными элементами гражданского общества, важно выделить еще и две важные его фундаментальные основы, которые могут, как позитивно отразиться на желании граждан проявлять свою социальную активность, так вылиться и в протестные настроения: это проблемы жизнедеятельности граждан и соблюдение прав и свобод граждан.
Первое – это проблемы жителей и их масштабы. В современных условиях мы видим, как усложняется система общественных связей, интересов, потребностей граждан. При всей фиксируемой социологами положительной динамики уровня и качества жизни жителей Хабаровского края (35% - отмечают об улучшении их жизни; 40% - не изменился; 22% - ухудшился), возрастают и ожидания граждан, их желание в улучшении условий и качестве жизни, наконец, требования.
Абсолютное большинство жителей края волную социально-экономические проблемы: рост цен на товары и услуги (57%); рост цен на услуги ЖКХ (49%); жилищная проблема (40%); дороговизна и низкое качество лечения (40%); благоустройство дворов, улиц (35%).
Социальное самочувствие выступает в конечном итоге удовлетворенностью деятельностью органов власти, оно измеряет уровень оптимизма. Прилив оптимизма способствует развитию территории, и наоборот – нарастание пессимизма свидетельствует о неблагоприятном его состоянии, снижает потенциал социальной активности и социального участия граждан в жизнедеятельности территории проживания.
Все это требует более открытого и честного диалога органов власти с обществом. И сегодня такой диалог крайне востребован. Поскольку оценки жителей края власти, ее деятельности в большинстве своем носят отрицательный характер: лишь 17,2% опрошенных жителей края обычно одобряют или поддерживают в повседневной жизни действия властей; лишь каждый третий (36%) доверяет власти; лишь каждый третий (37,3%) - считает, что власть действует в соответствии с интересами населения.
Второе – это права и свободы граждан. Главным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражданина со стороны государства. Если дать оценку состояния соблюдения прав и свобод жителей края, то важно отметить следующее.
Наиболее важными для себя правами и свободами жители считают социально-экономические права и права личности. Важность политических прав, требующих проявления собственной гражданской инициативы, политической активности для жителей края менее значима.
В большей степени жители отмечают о нарушении социально-экономических прав, в меньшей степени отражено нарушение политических прав. Нарушаются больше всего права на охрану здоровья (11,6%), на социальное обеспечение (8,6%), на жилище (7,1%), на труд (5,8%), на отдых (5,6%).
Тематика обращений жителей к Уполномоченному по правам человека в Хабаровском крае, в целом, соответствует выявленным нашим тенденциям. Более 35,2 % обращений подано Уполномоченному в связи с нарушениями социальных прав (из них 61,7% – нарушение прав на жилище и коммунально-бытовое обслуживание, 17% – социальное обеспечение, 11,5% – охрана материнства и детства и 9,1% – здравоохранение).
В то же время, как видим, в реальности права и свободы граждан значительно меньше нарушаются, нежели это существует в общественном мнении. О том, что никакие права в России не нарушаются отметили 10%, а о том, что их права не нарушаются отметило уже 64% жителей края.
Жители, которые отметили о нарушении и ущемлении их прав и свобод, демонстрируют большую гражданскую активность, однако, эта активность в большей степени носит более высокий протестный характер.
А теперь давайте проведем анализ названных выше трех главных элементов гражданского общества: социальная активность граждан, деятельность общественных структур и возможности их влияния.
Социальная активность: общие тенденции 2013 года сохранились и в 2014 году. 35% жителей в 2014 году не приняли участия ни в каких социально-значимых мероприятиях, не проявили ни в чем своею социальную активность. Остальные с разной частотой и видами, но участвовали, хотя бы разово.
Доминируют индивидуальные формы социальной активности (участие самостоятельное – 54%) над общественными (совместное участие – 31%) или же институциональными (участие в работе общественных структур – 15%). Общество характеризуется слабостью социальных связей, коллективистских форм деятельности во благо социума, совместной помощи и поддержки. Общество в большей степени характеризуется социальной атомизацией – граждане стараются самостоятельно, индивидуально (без объединения усилий) проявлять свою социальную активность (44% - участие в субботниках; 18% - осуществляли денежные пожертвования; 18% - подавали милостыню; 17% - оказывали натуральную помощь; 9% - были волонтерами, донорами; 8% - участвовали в сходах, собраниях жителей; 7% - участвовали в работе НКО; 7% - участвовали в митингах, шествиях, акциях протеста; 5% - участвовали в общественных слушаниях).
Деятельность институтов гражданского общества. В Хабаровском крае зарегистрировано 2733 НКО, за последние два годы их численность выросла на 6%. Это и благотворительные организации, и СОНКО, и общественные фонды, и правозащитные организации, и политические партии. В то же время экспертные оценки свидетельствуют, что реальными субъектами гражданского общества является не более 100-150 организаций края.
Даже сами эксперты (руководители общественных структур) навали лишь несколько авторитетных организаций (26% - «Взлет», 14% - «Аридонс», по 6% «Ассамблея народов Хабаровского края», «Дальневосточный научный центр местного самоуправления», «Зеленый дом», «Красный Крест», «Мой край», «Союз женщин», «Российский детский фонд»).
Члены общественных структур в большей степени, нежели население, активны и включены в жизнь общества, что свидетельствует о том, что практика участия – формирует большую активность, понимание возможностей и видение результатов такой деятельности: 56% - участвуют в работе общественных советов; 46% - оказывали помощь нуждающимся; 38% - участие в работе Общественной палаты края; 38% - участие в благоустройстве территории; 34% - участие в общественных слушаниях; 18% - осуществляли денежные пожертвования).
В крае действует Государственная целевая программа «Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае» на 2013-2020 гг.». В целом оценки экспертов, как и представителей органов исполнительной власти, реализующих Программу, отражают достаточно высокую степень ее эффективности.
Так, абсолютное большинство руководителей общественных организаций и объединений Хабаровского края (68,2%) оценили Программу с точки зрения ее содействия и развития гражданского общества как эффективную. При этом эксперты отметили о том, что за последние годы в Хабаровском крае возросло количество реализованных социальных проектов НКО (60%), количество граждан, охваченных социально значимыми проектами (60%), количество активистов НКО (58%), количество добровольцев НКО (58%), количество НКО в крае (56%). Однако в меньшей степени эксперты отметили о росте такого важного для развития гражданского общества показателя, как «количество решений органов местного самоуправления муниципальных образований, принятых по инициативе групп граждан, НКО» - лишь 38%.
При этом важной характеристикой состояния институтов гражданского общества, кроме их влияния на принятие решений и на решение проблем, выступает оценка населения: информированность, доверие, участие.
Результаты исследования свидетельствуют о крайне слабом информационном присутствии общественных объединений и организаций Хабаровского края в медиапространстве, что не позволяет формировать у населения представление о деятельности таких организаций, их роли в жизни общества, наконец, о роли каждого жителя в решении актуальных социальных проблем края. Так, по-прежнему около 90% опрошенных ничего не слышали о действующих в их населенном пункте общественных объединениях и организациях.
В то же время, результаты нашего социологического исследования свидетельствуют о невысоком уровне доверия граждан различным общественным структурам (колеблется от 10 до 30%): общественным, правозащитным организациям (31,3%); средствам массовой информации (30,4%); благотворительным организациям, фондам (27,3%); профсоюзу (25,6%); Общественной палате Хабаровского края (19,4%); общественным советам при органах власти (16,8%); товариществам собственников жилья (ТСЖ) (16,0%); депутатам (14,2%); политическим партиям (13,4%); управляющим компаниям (13,3%); религиозным организациям (11,6%).
При этом основные причины по-прежнему кроются в информационном поле: «не знаю ничего об их деятельности» (36,6% в 2013 г. и 34,5% в 2014 г.); «не видно результатов их работы» (24,3% в 2013 г. и 28,8% в 2014 г.).
Хочется отдельно сказать несколько слов об Общественной палате Хабаровского края. Да, Палата – это важный и необходимый элемент гражданского общества, это открытая экспертно-дискуссионная площадка, которая должна стать эффективным партнером общества и власти во влиянии на решение актуальных проблем жизнедеятельности граждан. В 2014 г. проведено: 12 круглых столов, дискуссионных площадок, общественных слушаний по актуальным социальным проблемам края; 6 экспертиз социально значимых законопроектов; 15 обсуждений актуальных социальных проблем.
Однако, потенциал работы большой – его нужно активно использовать, каждому члену Общественной палаты, доводя до жителей края ожидаемую информацию – т.е. конкретные результаты ее деятельности: 52,7% жителей края слышали что-либо о деятельности Палаты; 41,6% жителей имеют представление о деятельности Палаты; 5,1% жителей смогли назвать фамилии членов Палаты; 48,3% жителей затруднились с оценкой о цели создания Палаты; 23,4% жителей считает, что мнение Палаты учитывается властью; 25,6% жителей высказали о своем доверии Палате; причины недоверия Палате - 48,9% не знают о ее деятельности и еще 21% не видят результатов деятельности.
Тем не менее, следует отметить о росте положительных оценок населения о деятельности Общественной палаты по всем исследуемым аспектам за последние два года в среднем на 5-10% (узнаваемость, информированность, доверие).
Естественно, чтобы повысить уровень доверия граждан к общественным организациям, им важно видеть конкретные результаты их деятельности по улучшению условий жизни, деятельность этих организаций должна быть «на слуху», граждане должны понимать роль общественных структур в жизни общества.
И, наконец – третья важная характеристика гражданского общества - 3. Возможности общества влиять на происходящие процессы. Анализ возможностей жителей края, общественных структур показал, что форм проявления гражданских инициатив, возможностей участия граждан сегодня достаточно много в самых различных сферах. На предприятиях, в экономической сфере – профсоюзы, общественные объединения предпринимателей. В ЖКХ – ТСЖ, домовые комитеты. В культуре и духовной сфере – религиозные, национальные объединения. В социальной сфере – НКО, СОНКО. В политической сфере – партии (их в крае зарегистрировано 49). Большую роль начинают играть ОП ХК и ОНФ.
Однако низкий уровень информированности о них, о результатах их деятельности, о возможностях влияния на принятие решений снижают потенциал активности граждан.
В то же время растет правовое сознание граждан. Жители края считают, что в большей степени эффективны в решении проблем и защите прав граждан правовые институты: суды (56,7%), прокуратура (51,1%), полиция (37,7%), институт уполномоченных по защите прав граждан (30,3%).
Однако сохраняется высокая степень неверия населения в действенность и эффективность правовых и институтов гражданского общества: 57%, от числа тех, кто никуда не обращался за защитой своих прав, в качестве причины отметили «все равно ничего не добьешься». Практически каждый третий (28%) не смог отстоять свои права, при этом обратившись в различные инстанции.
Насколько, на Ваш взгляд, сегодня эффективны или неэффективны различные формы отстаивания интересов граждан, защиты их прав и свобод?
|
Скорее эффек-тивно |
Скорее не эффек-тивно |
Трудно сказать |
Сбор подписей для обращения в органы власти |
43,4 |
34,7 |
22,0 |
Участие в выборах |
33,8 |
40,9 |
25,3 |
Участие в деятельности политических партий |
23,3 |
38,3 |
38,4 |
Участие в общественных объединениях граждан |
26,4 |
35,7 |
37,9 |
Участие в митингах, пикетах, забастовках |
23,3 |
44,9 |
31,8 |
Дача взятки |
30,2 |
34,3 |
35,6 |
Распространение информации в соц сетях, блогах |
39,0 |
24,0 |
37,0 |
В то же время жители края видят существующие возможности влияния на общественные процессы, причем у руководителей общественных структур в большей степени видят эти возможности.
Как Вы считаете, каким образом рядовой житель может повлиять на развитие событий в нашем крае, отдельном населенном пункте? |
Население |
Эксперты |
Участием в деятельности общественных организаций, профсоюзов |
11,8 |
68,0 |
Добросовестным исполнением своих гражданских обязанностей |
26,5 |
50,0 |
Участием в выборах в органы власти |
22,9 |
48,0 |
Обращением в средства массовой информации (газеты, радио, телевидение) |
17,0 |
42,0 |
Обращением в органы власти различного уровня |
13,4 |
42,0 |
Участием в различных политических организациях |
9,6 |
26,0 |
Исполнением законов |
27,5 |
22,0 |
Участием в акциях протеста (митинги, забастовки, голодовки) |
8,8 |
22,0 |
Рядовой гражданин никак не может повлиять на общественные события |
16,5 |
8,0 |
Затрудняюсь ответить |
23,0 |
2,0 |
Подводя итого общему состоянию гражданского общества в Хабаровском крае – можно отметить, что оно действительно развивается, не так быстро как хотелось бы, не так быстро принимаются решения и реально ощутимы их результаты. Важно отметить, что наше общество, характеризуется тремя состояниями:
1. Социально конструктивное (20-30%) – граждане проявляют гражданские инициативы, участвуют в жизни общества, заметны партнерские отношения власти и общества. Чаще проявляются такие характеристики, когда общество видит это партнерство, ощущает позитивные изменения.
2. Нейтральное (индифферентное – 50-70%) – безучастное отношение, распространено неверие в улучшение жизни, возможности влияния на события, чувство отчужденности между властью и обществом.
3. Протестное – (10-15%) – активность переходит в различные формы протестов, обращения в СМИ, в суды и прокуратуру, митинги и акции протеста. Неверие и ухудшение жизни.
Открытый диалог власти и общества, выработка и принятие совместных эффективных решений, направленных на повышение уровня и качества нашей жизни, - вот основа развития гражданского общества. Именно он позволит создать условия для развития социально-конструктивного участия жителей, нежели протестного, или еще хуже – индифферентного.
Одной из наиболее значимых таких площадок является Общественная палата Хабаровского края. При партнерстве с краевыми органами власти в конце 2014 года было проведено значимое мероприятие – Форум общественно-государственного сотрудничества «Гражданская инициатива», в работе которого приняли участие порядка 70 представителей общественных структур, которые в течение двух дней выработали 47 инициатив (от маленьких и конкретных – повышение прозрачности конкурсных процедур отбора проектов СОНКО, до крупных – создание ресурсного центра и Дома НКО). Задача первого полугодия Общественной палаты Хабаровского края – оценка внедрения сделанных предложений.
В заключении хочется подчеркнуть. Когда мы говорим о развитии гражданского общества, то необходимо понимать, что ответственность за эти процессы несет не только власть и ее представители, но и сами граждане, институты гражданского общества, СМИ, социально ответственный бизнес. Мы призываем все общество активно и конструктивно включаться в развитие гражданского общества, что позволит качественно изменить условия и уровень нашей жизни.
Березутский Ю.В.,
председатель комиссии Общественной палаты
Хабаровского края по развитию
гражданского общества
27 февраля 2015 г.
Файл | Размер |
---|---|
Доклад | 502.5 КБ |