Алкоголь и его употребление в общественном сознании жителей Хабаровского края

24 марта 2015

В целом результаты социологического исследования хоть и свидетельствуют о еще недостаточном повсеместном распространении активного отдыха, физической культуры и спорта в жизни граждан, тем не менее, они отмечают об ощущении на себе политики государства по формированию навыков ведения здорового образа жизни, популяризации спорта и активного отдыха, отмечают о том, что постепенно сегодня становится «модным» вести здоровый образ жизни, заниматься спортом. Участники фокус-групповых исследований давали такие оценки:  «да, очень много спортивных объектов вижу, из СМИ вижу и в общественных организациях говорят»; «ощущаю, проведение олимпиады, например, это спорт и т.д.»; «да и в Интернете смотрю и вижу информацию, в основном это социальные проекты, «Здоровая Россия», например, и введение новых законов о запрете курения»; «да ощущаю в барах курить запретили паспорт спрашивать стали в магазинах»; «активно сейчас популяризируется в СМИ. На себе может быть в частности не особо, но в целом по наблюдениям да, популяризируется. Почти все передачи пестрят информацией о ЗОЖ. Ну, как бы элемент имиджа, что ли ЗОЖ»; «да телевизор, пресса, передачи, много очень много»; «да отмечаю, что в СМИ в последние 2-3 года активно и передачи идут, и тематические о вреде пельменей, замороженных продуктов. Ощущаю на себе, интересно смотреть. И «обязаловка» конечно, эта диспансеризация. Ну и конечно врачи, зайдешь, они кучу советов дают каждый»; «на телевидении много передач. Так же видно, что много открывается спортивных комплексов, людям интересно»; «ну сейчас конечно нарастает, вот эти прогулки с врачом, вот врачи обязательно дают брошюрки – как питаться, как снизить холестерин, всегда напомнят про прививки, заботятся».

Следует отметить, что подавляющее большинство опрошенных разных возрастных групп, ставят ценность «здоровье» на первое месте в шкале из 18 терминальных ценностей-целей в жизни, предложенных социологами.

В большинстве своем граждане ориентированы на ведение здорового образа жизни в своих стремлениях, однако в реальной повседневности их устремления наталкиваются на объективные и субъективные «барьеры», снижающие их мотивацию и реальное ведение ЗОЖ.

 

Молодежь Хабаровского края  (в рамках исследования изучались три значимых для молодежи возрастных группы – 17, 24 и 29 лет). Общая характеристика распространенности вредных привычек в молодежной среде Хабаровского края заключается в следующем. Каждый третий молодой человек курит (34,2%); подавляющее большинство с разной степенью частоты употребляет алкогольные напитки (69,5%); каждый пятый молодой человек пробовал наркотики (21,7%).

По данным Госкомстата, в семейном бюджете россиян на табак и алкоголь тратиться в 12 раз больше средств, чем на занятия физической культурой и  спортом.

Только треть опрошенных молодых людей заявили, что не употребляют алкогольные напитки. Анализ частоты употребления алкоголя молодежью показал: 13,2% опрошенных употребляют алкогольные напитки 1-2 раза в неделю; 25,3% – 1-2 раза в месяц; 20% – несколько раз в год; 6% молодых людей употребляют алкоголь ежедневно.

Отрадно, что доля респондентов, не употребляющих алкоголь за 2009-2013 гг. возросла с 20,1% до 30,5%.. Сократилась доля ответов, свидетельствующих о потреблении спиртных напитков 1-2 раза в неделю (с 20,1% до 13,2%) и 1-2 раза в месяц (с 33,7% до 25,3%.) Среди всех возрастных групп отмечается увеличение доли респондентов, не употребляющих алкоголь. Тем не менее, в 2013 году выявлено потребителей спиртных напитков с разной частотой среди 17-летних респондентов – 57,6%, 24-летних – 74,1%, 29-летних – 69,5%.

 

Студенческая молодежь Хабаровского края (студенты очной формы обучения вузов Хабаровского края). Согласно социологическим исследованиям, причинами, побудившими молодежь к пристрастию к алкоголю, являются реклама, дань моде, среда. Среди студентов ВУЗов Хабаровского края пиво употребляют 62% опрошенных, из них каждый пятый делает это часто. Если крепкие напитки (водка, коньяк) употребляют 49% юношей и 31% девушек, то пиво – 70% юношей и 57% девушек.

 

Молодые семьи Хабаровского края (возраст супругов не превышает 30 лет). Алкогольные напитки не употребляют только 10 % от числа опрошенных молодых семей. Пятая часть респондентов отметили, что употребляют алкоголь лишь «несколько раз в год». В то же время, с той или иной частотой («1-2 раза в месяц, 1-2 раза в неделю»), алкоголь употребляет две трети (65 %) семейной молодежи.

 

Жители г. Хабаровска (в возрасте от 18 лет и старше). По данным опроса только один из пятерых опрошенных (21%) в г. Хабаровске не употребляет алкогольные напитки, остальные (79%) потребляют их с разной степенью периодичностью: 2 раза в неделю и чаще 7%; 1 раз в неделю 24%; 1-2 раза в месяц 48%.

Результаты опроса хабаровчан в фокус-группах свидетельствуют, что основными аргументами употребления алкогольных напитков для хабаровчан являются традиции употребления алкоголя как элемента общения, как обязательного атрибута праздника, как способа снятия напряжения: «употребляю очень редко, по праздникам только красное вино или шампанское»; «красное вино, ликер, родители мне разрешают это идет как дегустация. У меня у родителей такая традиция за ужином вино пить, я тоже иногда с ними сижу и могу выпить»; «наверное, два раза в неделю употребляю, когда встречаюсь с друзьями, это виски чистый, это светлые вина, пиво нефильтрованое, мохито, много выбора. Почему так часто, потому что с друзьями так часто встречаюсь, это у нас как традиция, от части как средство общения, но больше как составляющее трапезы»; «я могу позволить себе пить, когда хочу, у меня разнообразный бар и по желанию беру от туда. Если сложный день, я могу выпить, предпочитаю красное сухое вино и мартини. Могу ужинать и пить вино»; «ну я и коньяк, и мартини я пью. Употребляю, но я не сказала бы, что так часто. Могу и без повода выпить. Вот захотелось вкусного чего-нибудь, но не особо часто. Раз в неделю, два.»; «я люблю очень мартини и текилу. Пью редко. По праздникам, потому что праздник. Ну, какое-то, наверное, удовольствие, мне нравится этот напиток, я испытываю какое-то наслаждение, скажем так»; «коньяк, виски, ну водка. Потому что традиции, праздники, повод».

 

Организация здоровьеформирующей деятельности на предприятиях и организациях г. Хабаровска. Организация здоровьеформирующей деятельности на предприятиях различных организационно-правовых форм нельзя признать системной и целенаправленной. В лучшем случае, позитивный опыт работы по сохранению здоровья работников имеется там, где это предписано соответствующими законодательными и иными нормативными актами и подчинено тем или иным видам производственной деятельности. В этом же алгоритме проводятся периодические профилактические медицинские осмотры. В подавляющем большинстве предприятий и организаций как коммерческой, так и бюджетной сферы, профилактика и мероприятия сводятся к разовым, эпизодическим и локальным, их качество часто не соответствует современным вызовам.

Система мотивации и поощрения работников на ведение здорового образа жизни представлена фрагментарно лишь на отдельных предприятиях, а в большинстве – отсутствует. Причины кроются не только в ограниченных или отсутствующих финансовых возможностях бюджетов предприятий, но и в низком уровне заинтересованности работодателей и собственников в здоровьеформирующих затратах.

 

В то же время, слабая сформированность мотивации и навыков ведения здорового образа жизни в сознании жителей края, актуализируют необходимость активной пропаганды здорового образа жизни.

Сегодня востребовано развитие социальной рекламы, направленной не только на развитие физической культуры и спорта, на отказ от вредных привычек, но и на формирование других значимых элементов ЗОЖ: здоровый сон, рациональное и правильное питание, профилактика заболеваний, преследуя две главнее цели: информирование населения и повышение мотивации.

В связи с чем важно сделать акцент на двух моментах:

- создание разнообразной и интересной социальной рекламы (например, посредством организации конкурсов среди НКО, СО НКО, студенческой молодежи, целевой заказ на ее разработку);

- трансляция социальной рекламы по принципу «рекламы должно быть много и она должна быть везде» (экраны в учреждениях и организациях, уличная реклама, реклама в СМИ, развитие Интернет рекламы, в социальных сетях, популяризация информационного портала «Здоровый Хабаровск»).

В оценках участников фокус-групповых исследований было отмечено о целесообразности пропаганды ЗОЖ лидерами общественного мнения, известными людьми в крае (например, губернатор, мэр города, известные спортсмены, телеведущие, молодежные активисты и др.), трансляция в СМИ позитивных примеров ведения ЗОЖ, а не только и даже не столько демонстрация негативных последствий от вредных привычек.

Организация интересного, активного, спортивного досуга должна стать для подростков и молодежи альтернативой вредным привычкам.  Отсюда, важное направление создания условий для здорового образа жизни – развитие спорта шаговой доступности. В этих целях целесообразно проведение мониторинга состояния внутридворовых спортивных и физкультурно-оздоровительных площадок. Выявленная низкая активность ТСЖ в освоении муниципальных грантовых средств (в размере 50%) на развитие дворовой спортивной инфраструктуры обуславливает целесообразность повышения уровня информированности руководителей ТСЖ, управляющих кампаний собственников жилья; организации информационных встреч с населением на жилмассивах; организации обучающих семинаров для представителей ТСЖ по подготовке конкурсных заявок на получение муниципальных грантов; проведения исследования ТСЖ по анализу их потенциала развития дворовой спортивной инфраструктуры.

Здоровый образ жизни должен стать хорошей привычкой граждан. Быть здоровым и трезвым должно стать модным.

 

Материал подготовлен председателем комиссии
Общественной палаты Хабаровского края
по развитию гражданского общества
Ю.В. Березутским