Законопроект о территориях опережающего развития прошёл «нулевые чтения»

12 ноября 2014

Общественная палата Российской Федерации рассмотрела в «нулевом чтении» законопроект о территориях опережающего развития (ТОРах). Гражданское слушание стало продолжением широкой общественной дискуссии по законопроекту, которая велась на различных площадках федерального и регионального уровня.

Общественной палате удалось привлечь уникальный состав участников к обсуждению законопроекта о территориях опережающего развития (ТОРы), среди которых: Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, председатель Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, профильные эксперты и предприниматели из дальневосточных регионов. Также участие в дискуссии принял лидер Хабаровской «ОПОРЫ РОССИИ», руководитель Дальневосточной дирекции «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Мазунин.

Напомним, 2 августа вступил в силу закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», о необходимости которого заявлял Президент РФ Владимир Путин. «Считаю, что все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое „нулевое чтение“, с участием НКО, других институтов гражданского общества», — заявил президент.

Общественная палата РФ в настоящее время проводит экспертизу законопроекта о территориях опережающего развития. Руководство ОП отмечает, что «нулевые чтения» по социально значимым законопроектам станут регулярной нормой для ОП РФ.

Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка отметил, что «сегодняшнее „нулевое чтение“ является продолжением широкой общественной дискуссии по законопроекту, которая велась на различных площадках федерального и регионального уровня». «Основной вызов для Дальнего Востока — международная конкуренция юрисдикций. И Россия сегодня эту конкуренцию проигрывает», — заявил Александр Галушка.

«Если говорить о самом законопроекте, юридическое сообщество называют новаторским и революционным — на мой взгляд, ничего революционного в нем нет. Мы не изобретаем велосипед, мы используем практику, которая уже доказала свою эффективность: создание инфраструктура, облегчение условий введения бизнеса, налоговые льготы привлекают инвесторов и стимулируют развитие региона», — подчеркнул министр.

По словам председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой, функции управляющего органа ТОРа дублируют перечень компетенций органов исполнительной власти и муниципалитетов. Также у парламентария вызывает обеспокоенность вопросы привлечения иностранных трудовых ресурсов и механизмы общественного контроля за процедурой выбора территорий. Яровая оценила как взвешенную экспертизу Общественной палаты по этому законопроекту. «Многие замечания Общественной палаты должны быть проработаны в законопроекте, — сказала она. — Мы обаятельно рассмотрим их в профильных комитетах Госдумы».

По мнению члена Комиссии ОП РФ по вопросам инвестиционного климата Николая Остаркова, «единственное, что сейчас надо подробнее прописать в документе — жизненный цикл ТОРов, чтобы инвесторы знали, что это надолго и безопасно».

В свою очередь член попечительского совета Фонда поддержки гражданских инициатив «Русь»Дмитрий Царев высказал опасения, что принятие этого закона приведет к оккупации ТОРа мигрантами из стран ближнего зарубежья. «В законе нет ни слова о малом и среднем бизнесе и не заложена поддержка уже существующего бизнеса, что может привести к его ликвидации», — отметил Царев. Также Царев представил результаты проверки текста законопроекта программой «Антиплагиат», согласно которым доля заимствованного текста составила 40%.

Также об опасениях малого и среднего бизнеса рассказала и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республики Саха (Якутия) Айталина Соколова. По ее мнению, налоговые льготы, которые подразумеваются в ТОРах, создание преференций для определенного круга предпринимателей, представляет существенную угрозу для всех остальных. «Себестоимость продукции, производимой в пределах ТОРа, будет заведомо ниже, чем у местных предпринимателей», — отметила Соколова.

Сергей Мазунин дал свою оценку прошедшему мероприятию: «Данный законопроект не содержит мер комплексного развития региона, социального обеспечения населения, развития инфраструктуры и т.д. Президент поставил задачу для создания на Дальнем Востоке условий для комфортной жизни людей, но данный закон не будет способствовать достижению поставленных задач. Вместо того, чтобы подумать как снизить цены на жильё, мы говорим о закрытом режиме каких-то конкретных территорий, но ведь надо учитывать особенности региона в целом. Законопроект не учитывает интересы бизнеса, там нет предложений по его развитию, непонятно каким образом эти ТОРы будут управляться, чем должна заниматься управляющая компания? На мой взгляд к управлению ТОРами надо подключать местный бизнес, задействовать их во всех сферах в которых только возможно, на этой волне можно привлечь дополнительные инвестиции»

Сергей Мазунин выразил опасения, что Министерство по развитию Дальнего Востока приглашает к сотрудничеству только лишь заинтересованных лиц, тех, комы выгоден данный законопроект, но это единицы на фоне многотысячной армии субъектов малого и среднего бизнеса. В результате на чашу весов поставлены интересы узкого круга населения, а не всего региона в целом. «Должны развиваться отдельные отрасли, на Дальнем Востоке можно развивать рыбную отрасль, у нас огромная протяжённость береговой линии, создаём там рабочие места, закрепляем население и вот вам пожалуйста, появляется новая ячейка бизнеса. Из морепродуктов можно развивать и косметическую отрасль, а это уже инновации которые могут работать на экспорт. У нас большой потенциал для развития туристической отрасли, но необходимо создавать инфраструктуру, строить горнолыжные курорты, гостинцы, дороги и т.д. Если развивать это по всей территории региона, то это один вопрос, но ведь нам предлагают ограничится конкретной территорией и это неправильно», - отметил Мазунин.

Бизнесмены с Дальнего Востока не разделяют мнения о том, что иностранную рабочую силу можно будет привлекать без учёта особых квот, это в свою очередь создаст неравные условия на рынке труда. Граждане Российской Федерации являются носителями суверенитета, необходимо создавать такие условия, чтобы люди приезжали на Дальний Восток и оставались тут жить и работать. Сергей Мазунин рассказал, что в регионе идёт подмена существующих органов власти, местных и региональных. Происходит перераспределение властных полномочий в сторону управляющих компаний и уполномоченного федерального органа, что в корне нарушает единую политику государственного и муниципального управления. Нужно рассмотреть варианты быстрого решения бюрократических проблем, например - отвод земли, получение разрешения на строительство и т.д. Яркий пример того, что это возможно, был показан после прошедшего прошлогоднего паводка на Дальнем Востоке.

Ещё один немаловажный вопрос, это вхождение вновь созданных предприятий в ТОРы, что может вызвать выпадение доходов из бюджета субъектов ДФО. Здесь необходимо пересмотреть особенности межбюджетных отношений, также необходимо урегулировать вопрос с тарифами на перевозки и т.д., что позволит обеспечит определённый уровень рентабельности и конкурентоспособности для местных предприятий. Данный законопроект не прошёл публичные слушания на местном Дальневосточном уровне, и по мнению участников встречи такое мероприятие надо провести. Дальневосточные бизнесмены отметили, что всю территорию ДФО можно отнести как отдельный ТОР, но в при этом из Москвы заявляют, что денег на реализацию такого проекта нет, но в то же время говорится о реализации подобных проектов по всей стране, что в свою очередь вызывает определённые противоречия.

Информация предоставлена членом Общественной палаты

Хабаровского края С.Н. Мазуниным.

http://xn--80aad3cafi5b.xn--p1ai/?p=1696