В конце 2019 года общественная палата РФ провела мониторинг допуска некоммерческих организаций к предоставлению услуг. Краевая Общественная палата активно собирала и анализировала информацию о состоянии этой ситуации в Хабаровском крае. Этот вопрос периодически то актуализируется в повестке, то слегка уходит на второй план, но не сходит с нее полностью.
Поскольку оказанием услуг в социальной сфере занимаются как государственные учреждения, так и некоммерческие организации, то вполне логичным было вынесение в повестку дня семинара-совещания руководителей учреждений министерства социальной защиты населения Хабаровского края вопроса о взаимодействии и сотрудничестве государственного и негосударственного секторов при оказании услуг.
Выступить на эту тему было предложено ресурсному центру «Со-действие» (работает при поддержке Правительства Хабаровского края в рамках проекта «Содействие в развитии»).
Государство ориентирует оба сектора на оптимизацию такого взаимодействия. В чем состоят интересы государства при такой постановке задачи?
Интересы государства состоят в том, чтобы:
1. Снизить избыточную нагрузку на бюджет при оказании гражданам социальных услуг;
2. Повысить удовлетворенность получателей услуг (их доступностью, качеством, ценой – этого можно достичь благодаря конкуренции между разными поставщиками);
3. Разделить ответственность за социальное обслуживание с негосударственными поставщиками услуг;
4. Создать условия для развития некоммерческого сектора как института гражданского общества;
5. Создать возможность для «тестирования» новых услуг в режиме проектов НКО для дальнейшего перевода апробированных проектных идей в формат систематического оказания услуг;
6. Сместить акценты в функциях государства: с непосредственного оказания услуг на их гарантирование.
Что может дать взаимодействие государственного и негосударственного секторов социальной сфере в целом?
Ответ на этот вопрос лежит в признании того факта, что у государственного (учреждения социальной защиты) и негосударственного (НКО, предприниматели) секторов есть свои сильные и слабые стороны. Для примера: сильная сторона госсектора – наличие имущественного комплекса, материально-технической базы, гарантированное финансирование (его достаточность здесь не обсуждается), укомплектованность специалистами и т.п. Некоммерческий сектор чаще всего не может похвастаться такими возможностями. Зато у него свои сильные стороны – «близость» к непосредственным получателям услуг, гибкость в реагировании на их запросы, умение быстро перестраиваться, наличие партнеров и волонтеров, внутренняя мотивация к оказанию помощи нуждающимся и т.п.
Партнерство государственных учреждений и негосударственных дает возможность использовать сильные стороны каждого из них и минимизировать слабые.
Как утверждают исследователи, современная ситуация характеризуется тем, что «завершилась эпоха четкого разделения деятельности организаций по секторам; сегодня, особенно в социальной сфере, реализация большинства социальных задач зависит от совместной деятельности коммерческих, некоммерческих и государственных организаций» (И. Краснопольская).
Несмотря на очевидную необходимость взаимодействия государственного и негосударственного секторов, наблюдается парадоксальная ситуация.
С одной стороны, существует государственная поддержка НКО. Сами организации заявляют о своей готовности работать в сфере оказания услуг. Но рынок услуг по-прежнему развивается слабо.
Среди причин доминируют следующие:
* общественность, третий сектор считают, что «система» сопротивляется выходу на это поле некоммерческих организаций;
* власть, со своей стороны, считает недостаточным потенциал НКО, утверждает, что они сами не проявляют активности, занимая выжидательную позицию.
В данной ситуации представляется очень важным движение навстречу друг другу государственных учреждений и некоммерческих организаций. Это движение может и должно принять формы социального партнерства.
Готовы ли к этому учреждения, подведомственные министерству социальной защиты населения и сами НКО?
Ответ на этот вопрос зависит от того, какой ответ руководитель и госучреждения, и некоммерческой организации дает на другой вопрос – вопрос о целях деятельности своего учреждения/организации. Какая из возможных целей оказывается приоритетной?
Сохранить учреждение/организацию и его/ее роль в сфере соцобслуживания?
А может другая - получить импульс к развитию своего учреждения/организации?
Или руководитель понимает, что главная цель состоит в том, чтобы оказывать услуги лучшего качества, большего ассортимента – максимально удовлетворять потребности благополучателей?
Иными словами, руководитель должен, прежде всего, для себя расставить определенные ценностно-целевые приоритеты.
Ценностно-целевая иерархия представляется нам следующим образом:
I уровень целей (высший)
1. Максимальное удовлетворение потребностей благополучателей;
2. Увеличение числа благополучателей
II уровень целей (подчинен высшему)
3. Диверсификация предложений благополучателям
4. Обеспечение доступности услуг (ближе к дому, удобнее расположение)
5. Удовлетворение неудовлетворенного спроса
6. Повышение качества услуг (за счет конкуренции)
III уровень целей (подчинен II уровню целей)
7. Усиление потенциала учреждения и НКО (материально-технического, финансового, кадрового, волонтерского).
В зависимости от того, как выстраивает для себя эту иерархию руководитель, может быть реализована та или иная модель взаимодействия государственного учреждения с НКО.
Вариантами таких моделей могут быть следующие:
1. Автономно-отчужденная (НКО и государственное учреждение не пересекаются, но подозревают друг в друге конкурентов);
2. Автономная (не пересекаются, разделены сферы влияния, рынок услуг);
3. Ситуативно-партнерская (отдельные совместные мероприятия)
4. Долгосрочно-партнерская (есть стратегия взаимодействия, закрепленная в письменных договоренностях);
5. Симбиотическая (создание НКО при учреждении).
Вряд ли стоит останавливаться на первых двух – взаимодействия, а тем более партнерства в них попросту нет.
А три следующих представляют интерес. При этом, в каждой из них также есть свои сильные и слабые стороны.
Так, в ситуативно-партнерской модели учреждение и НКО решают свои задачи без существенных обязательств в отношении друг друга, а в случае необходимости друг другу помогают. Вместе с тем, эта поддержка носит не системный характер, ни у одного из партнеров нет уверенности, что в нужный момент она будет получена.
Долгосрочно-партнерская модель позволяет учреждению и НКО совместно решать общие социальные проблемы. При этом, у каждого из них остается поле собственной деятельности. Каждая сторона данного партнерства имеет возможность усилить себя за счет сильных сторон партнера (пользуются его ресурсами); их совместная работа строится системно, а не в пожарном режиме. Но такая форма партнерства требует достаточно высокого уровня договороспособности, готовности учитывать не только свои интерес, но и согласовывать их со второй стороной.
Наконец, симбиотическая модель – на первый взгляд, самая удобная, обеспечивающая наиболее тесные контакты. Вместе с тем, и у нее свои ограничения, которые состоят в том, что сотрудники учреждения, являясь и сотрудниками НКО, должны развести во времени свою деятельность в двух качествах; кроме того, при доминировании этой модели возникает опасность создания квази-НКО, при том, что реально действующие могут оказаться вне системы партнерства.
Выбор моделей партнерства – дело добровольное и зависит от всех потенциальных участников этого взаимодействия. Точно можно сказать только одно: от необходимости партнерства нам не уйти. Представителям обоих секторов надо прийти к пониманию этого факта и искать конкретные пути реализации сотрудничества. В этой связи разговор в министерстве социальной защиты представляется очень своевременным.
Информацию предоставила С.П. Машовец, ресурсный центр «Со-действие».