ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

13 июня 2024

Кононенко Галина Анатольевна

Утверждена в состав Общественной палаты Хабаровского края Постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 28 апреля 2021 года № 814 "Об утверждении членов Общественной палаты Хабаровского края"

Председатель Общественной палаты Хабаровского края

Ваша оценка, отношение, комментарий: 

Рассмотрев проект данного ФЗ считаем, что вносимые изменения не коснуться большой части компаний и граждан, в то время как более значительное налоговое бремя возлагается на состоятельные компании и хорошо обеспеченных граждан.

Изменения налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ) из всех вносимых поправок наиболее фундаментальны. Предложенная шкала НДФЛ выглядит достаточно сбалансированной и справедливой. Для людей, которых можно отнести к среднему классу, налог не превысит 15% и 18%. Но вносимые изменения могут отрицательно сказаться на кадровом резерве, на людях которые развиваются, мобильны и хотят серьезно расти в доходе. Возникает риск того, что чем выше налоговые ставки, тем больше соблазн найти механизмы минимизации налогов.

Во избежание данной ситуации целесообразно ужесточить налоговый контроль. В то же время предлагаемые налоговые вычеты для малообеспеченных семей с двумя детьми должны стимулировать к отказу от занижения доходов, так как размер налогового вычета на прямую зависит от размер дохода. Вычет будет эффективным только в том случае, если бюрократические формальности для его получения будут минимальными. 

Внедряемый в рамках упрощенной системы налогообложения (далее УСН) еще и налог на добавленную стоимость (далее НДС)– это нагрузка для бизнеса. Во-первых, компаниям придется вести более серьезный бухучет и обращаться к налоговым консультантам. Во-вторых, это издержки для компаний, в которых работает большой штат сотрудников. Встанет вопрос о том, насколько выгодна для них УСН. Для ряда отраслей может быть выгоднее переход на общую систему налогообложения, потому что там эффективная ставка зависит от налоговых вычетов и инвестзатрат.

Важно, насколько эффективным будет федеральный инвествычет, чтобы стимулировать компании к инвестициям. В тоже время, такой сегмент бизнеса, как торговля и услуги по определению не имеет доступа к таким льготам. Средний бизнес даже в производстве зачастую не может достичь суммовых показателей льготных режимов – и тоже останется без послаблений. Указанное изменение, а также увеличение размера налога на прибыльмогут привести к повышению цен на выпускаемую продукцию, а также к тому, что рядкомпаний начнет уходить в тень.

В целом, предлагаемые изменения направлены на получение дополнительных бюджетных доходов, которые должны будут прозрачно и эффективно расходоваться на достижение целей национального развития России.