Выборы и гражданский контроль

17 июля 2019

Сентябрьские выборы-2019 начинают приобретать реальные очертания  — уже через неделю закончится приём всевозможной избирательной документации в краевую и местные избирательные комиссии. А там, как известно, каждый документ или подпись будут под очень пристальным оком избиркомовцев и  экспертов. Соответственно, с  каждым днём нарастают тревога и  ожидания соискателей краевых и  муниципальных депутатских мандатов.

Но одновременно с  переживаниями последних растут и  общественные ожидания избирателей нашего края в  части прозрачности и (или) честности выборов, ибо малейшие подозрения в их подлинности на каком-либо избирательном участке могут породить негативные оценки к выборным институтам вообще.

В демократических государствах одним из  наиболее действенных средств против всяческих попыток изменить (подделать), а  проще говоря, фальсифицировать результаты выборов является деятельность институтов общественного контроля. В  нашей стране эти задачи возложены на  Общественную палату и  аналогичные общественные образования субъектов Федерации. Созданные несколько лет назад по предложению Президента Российской Федерации В. В. Путина и  юридически закреплённые федеральным законом «Об  общественном контроле в  Российской Федерации», они успели зарекомендовать себя действенным институтом гражданского (общественного) контроля за  выборами всех уровней — от президентских до муниципальных.

О том, каким образом будет осуществляться в  этом году контроль со  стороны гражданского общества на  всём протяжении избирательного марафона, мы беседуем с председателем Общественной палаты Хабаровского края Андреем Белоглазовым.

— Андрей Сергеевич, функции Общественной палаты края остаются неизменными или происходят какие-либо изменения в полномочиях этого краевого института общественного контроля?

— Сразу хочу оговориться, что роль Общественной палаты за  последние годы существенно изменилось. Сейчас палата стала выполнять ряд важных для нашего общества функций: во-первых, мы поднимаем важные и актуальные для нашего региона вопросы; во-вторых, принимаем участие в  публичных обсуждениях законопроектов, которые имеют очень большое значение для конкретных социальных групп региона; в-третьих, взаимодействуем с самыми различными исполнительными органами и  общественными структурами в реализации общественно значимых проектов, участвуем во  многих других мероприятиях.

Общественная палата края, к слову, приняла активное участие в обсуждении пенсионной реформы, ведь последняя вызвала очень широкий резонанс в российском обществе. И наша позиция была и  остаётся в  том, чтобы для дальневосточников пенсионный возраст не менялся.

Мы активно взаимодействуем с общественными советами муниципальных образований края, особенно плодотворной считаем совместную работу со  структурами Ванинского района и района им. Лазо.

Сейчас Общественная палата занимается осуществлением общественного контроля за организацией и  проведением сентябрьских выборов. Нам очень важно добиться стопроцентной легитимности этого общественно-политического события.

— А в  каких формах ведётся такой контроль?

— Общественная палата совместно с  некоммерческими организациями, а  также различными общественными объединениями проводит мониторинг всего процесса выборов. Мы вникаем во все детали выборных вопросов, анализируем отклонения, а если требуется, делаем представления в надзорные инстанции или соответствующие органы власти различного уровня.

Многие общественно-контрольные мероприятия были опробованы нами на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года. В преддверии этих выборов был принят ряд нормативно-правовых актов, внесены поправки в ряд федеральных законов.

Члены Общественной палаты края получили неоценимый опыт. В  преддверии президентских выборов была создана рабочая группа с привлечением очень широкого слоя общественных организаций, научного и  экспертного сообщества, предпринимателей, юристов, представителей самых различных профессий. Работали рука об руку с участниками корпуса «За чистые выборы», которые следили за соблюдением избирательного законодательства.

Для обеспечения независимого общественного контроля именно для этих выборов мы подготовили 991 общественного наблюдателя, по факту работали 660 человек. Большее число наблюдателей мы готовили с  тем, чтобы люди могли заменять своих коллег, которые по  разным причинам не  могли весь день находиться на избирательных участках.

— Говорят, краевая Общественная палата получила даже зарубежный опыт?

— Да, приобрели и  такой. Во  время подготовки, в  день голосования и  после выборов в  Общественную палату приходили наблюдатели из  иностранных государств. Было очень интересно пообщаться с иностранцами, услышать их оценку. А она была очень высокая и, главное, объективная.

Зарубежные специалисты сравнивали наши выборы с выборами в других странах. Организация всего избирательного процесса в нашем крае была признана тщательно подготовленной и в целом хорошо организованной. Помимо этого, подготовка общественных наблюдателей также была оценена как высокая.

— Вернёмся к  нынешним выборам, пошёл ведь уже второй месяц со дня официального начала избирательной кампании. Уже есть какие-либо отличительные черты у  нынешних выборов?

— Во-первых, произошло серьёзное усиление нормативно-правовой базы. 3 июля прошлого года был принят Федеральный закон № 184 «О внесении изменений в  Федеральный закон «Об  основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который предусматривает возможность закрепления в законе назначения некоторыми субъектами общественного контроля (Общественная палата Российской Федерации и  общественные палаты субъектов Российской Федерации) наблюдателей при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

С учётом положений этого закона Законодательной думой Хабаровского края внесены поправки в Избирательный кодекс Хабаровского края (Закон Хабаровского края от 24.10.2018 г. № 378), которые позволяют направлять наблюдателей субъектов общественного контроля на  выборы регионального и  муниципального уровня в избирательном цикле 2019 года.

Апробация механизма реализации мониторинга избирательных прав граждан в  Хабаровском крае посредством участия наблюдателей от  Общественной палаты края на муниципальных выборах прошла 14 апреля на выборах главы рабочего посёлка Переяславка района им. Лазо. Результаты получены очень хорошие.

Во-вторых, это будет жаркая избирательная пора и  горячие выборы. Партии и  кандидаты по  партийным спискам уже определились, самовыдвиженцы заканчивают сбор подписей и всех необходимых документов. И совсем скоро начнётся активная фаза агитации.

Но что уже настораживает, это наличие негатива (пока ещё небольшого) в  предвыборной риторике между кандидатами-одномандатниками. Порой нашим экспертам сложно разобраться, где правда или неправда, где фейк или серьёзные политические претензии. Но мы (как общественная палата) очень заинтересованы, чтобы выборы прошли честно, легитимно и ответственно.

— Что для этого надо будет сделать в первую очередь?

— Наша главная задача остаётся прежней — организация качественной работы общественных наблюдателей на избирательных участках.

Во-первых, в  самой Общественной палате в  день выборов 8  сентября будут работать общественные наблюдатели. Заключены соглашения с  краевой избирательной комиссией, с общественными советами городских округов и  муниципальных районов. Помимо этого, у  нас есть соглашение с корпусом «За чистые выборы». Представители этой общественной структуры уже работали не только в нашем крае, но и в других субъектах Российской Федерации.

Во-вторых, чтобы обеспечить представительство такого большого числа общественных контролёров, мы провели ряд обучающих семинаров с  участием крайизбиркома. Если будет необходимость, мы проведём дополнительную работу по  подготовке

наблюдателей.

— В решении каких ещё проблем будет участвовать Общественная палата края?

— Кроме подтверждения легитимности результатов выборов и формирования доверия к избирательному законодательству, есть ещё ряд задач, которые будут в поле зрения нашего внимания. Я бы назвал следующие:

— мобилизация наиболее активных граждан из числа лидеров общественного мнения муниципальных образований и укрепление через них доверия к органам исполнительной власти краевого и местного уровней;

— проведение профилактической работы по предупреждению каких-либо провокаций или инцидентов на избирательных участках;

— формирование позитивного общественного мнения в  отношении всей избирательной кампании.

По линии избирательной комиссии Хабаровского края Общественная палата края ожидает содействия по налаживанию коммуникаций с территориальными избирательными комиссиями в случаях решения оперативных задач (например, по документам для наблюдателей и по другим вопросам).

Таким образом, с учётом итогов работы по  формированию пула наблюдателей на  выборах Президента Российской Федерации прошлого года, можно спрогнозировать, что в избирательной кампании-2019 будет заявлено достаточное количество общественных наблюдателей.

 

Источник: Приамурские ведомости