ИТОГОВАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ
ГРАЖДАНСКОГО ФОРУМА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
14-15 октября 2016 года в г. Хабаровске прошел Гражданский форум Хабаровского края (далее – Форум).
Организаторами Форума выступили: Правительство Хабаровского края, краевая Общественная палата, Хабаровская краевая общественная организация "Ассамблея народов Хабаровского края", Хабаровская краевая общественная организация "Молодежный ресурсный центр".
В работе форуме приняли участие около 400 человек:
- Губернатор Хабаровского края, представители законодательной и исполнительной власти края, представители гражданского общества 12 субъектов Российской Федерации, члены Общественных палат Дальневосточного федерального округа, представители научного и экспертного сообщества из Хабаровска, Владивостока, Комсомольска-на-Амуре, Москвы, Перми, Новосибирска, Архангельска, Челябинска, представители бизнес-сообщества и средств массовой информации;
- представители 15 муниципальных районов и 2 городских округов Хабаровского края, в числе которых главы и заместители глав муниципальных образований, представители органов местного самоуправления, лидеры и добровольцы социально ориентированных некоммерческих организаций, гражданские активисты.
Организовано 28 площадок, целью которых стало обсуждение вопросов и выработка практических рекомендаций по созданию условий для развития социально значимой общественной деятельности в Хабаровском крае, стимулирования гражданских инициатив, благотворительной деятельности и добровольчества, вовлечения населения в развитие территорий проживания, построения эффективного социального партнёрства. Ряд площадок носили образовательный и информационно-методический характер и были направлены на повышение уровня профессиональной и социальной компетентности всех категорий участников Форума.
В рамках Форума прошли обсуждения по четырем основным тематическим вертикалям:
– участие негосударственных организаций в производстве социальных услуг;
– актуальные сценарии развития межсекторного взаимодействия;
– профессионализация некоммерческого сектора: трудности роста;
– муниципальные аспекты развития гражданского общества.
На Форуме были представлены социальные проекты и технологии, реализуемые на территории Хабаровского края, организована фото-акция "Дело тоНКОе", направленная на популяризация деятельности краевых СОНКО. В акции участвовало порядка 30 НКО.
Под эгидой Форума и в содержательной связке с его мероприятиями прошел Краевой конкурс лидеров и руководителей детских и молодежных общественных организаций "ЛИДЕР – 2016".
В краевом Дворце Дружбы "Русь" прошла торжественная церемония закрытия фестиваля-конкурса "Кухня без границ-2016". Помимо награждения лауреатов, в рамках фестиваля прошел концерт национальных творческих коллективов, была организована дегустация национальных блюд.
В ходе обсуждений, прошедших на площадках Форума, были отмечены следующие положительные тенденции развития гражданского общества Хабаровского края:
- рост количества зарегистрированных общественных организаций и объединений, увеличение охвата населения их деятельностью, рост численности активистов и добровольцев НКО, а также количества реализованных на территории края социальных проектов по актуальным социальным проблемам; рост привлеченных финансовых средств на реализацию социальных проектов;
- увеличение количества социальных проектов по развитию межнационального сотрудничества, сохранению и защите самобытности культуры, языков и традиций народов РФ, в том числе реализуемых представителями муниципальных образований края;
- расширение диапазона оказываемых СОНКО социальных услуг, улучшение их качества или качества оказания этих услуг, расширение возможности доступа к ним со стороны целевых групп (улучшение качества жизни жителей края);
- усиление потенциала социально ориентированных НКО, создание условий для его наращивания и результативного использования в модернизации социальной сферы;
- государственная поддержка институтов гражданского общества имеет ощутимый социальный результат, проявляющийся не только в активизации граждан и некоммерческих организаций, вовлеченных в социально полезную деятельность, но и становится фундаментом социальной стабильности в регионе;
- высокий потенциал взаимодействия ВУЗов и НКО в форме стратегического альянса, который основан на принципах такого сотрудничества, когда ни один из участников альянса не теряет своей автономности и приоритетности индивидуальных интересов;
- постепенный рост численности общественных организаций (Ассамблеи народов Хабаровского края, например), увеличение охвата населения их деятельностью, возрастание их роли в жизни региона и развитии территорий, совершенствовании системы общественного контроля;
- органы государственной власти, органы местного самоуправления, научное сообщество и общественные организации и объединения края в рамках межсекторного взаимодействия осуществляют деятельность по сохранению межнационального мира и согласия, единства народов, формированию общероссийской гражданской идентичности.
Наряду с положительными тенденциями развития институтов гражданского общества, участники Форума выделили и основные проблемы, требующие своего решения:
- невысокая социальная активность граждан, в том числе как следствие низкого уровня доверия населения к общественным организациям и объединениям, а также к органам власти, реализующим политику, направленную на развитие институтов гражданского общества; неверие населения в учет общественного мнения в принятии управленческих решений органами власти различного уровня;
- недостаточная развитость инфраструктуры поддержки и обеспечения развития институтов и инициатив гражданского общества в крае, особенно на муниципальном уровне;
- организационная и финансовая неустойчивость социально ориентированных некоммерческих организаций, выполняющих роль ресурсных центров поддержки деятельности СОНКО;
- отсутствие синхронизации между различными направлениями поддержки гражданских инициатив (развитием ТОС, реализацией программы поддержки местных инициатив, краевой системой поддержки СОНКО и другими форматами);
- невысокий уровень информированности жителей муниципальных образований о деятельности общественных организаций и объединений, их роли в решении социально значимых проблем, о лидерах общественного мнения;
- слабая развитость НКО на муниципальном уровне, недостаточное их взаимодействие с органами муниципальной власти, объединения совместных усилий в решении социально значимых проблем региона;
- недостаточный уровень развития СОНКО для участия в системе оказания социальных услуг, особенно в муниципальных образованиях и на отдаленных территориях края, в том числе незначительное число профессионально сильных НКО, неготовность НКО к стабильной регулярной работе, недостаток в НКО квалифицированных специалистов, в том числе в связи с нестабильностью финансирования;
- недостаточная правовая грамотность НКО;
- "сложности получения" на безвозмездной основе или на условиях льготной аренды помещений, необходимых для деятельности НКО;
– недостаточный уровень понимания и погруженности СМИ в социальную тематику, неразвитость социальной рекламы, направленной на "продвижение" идей укрепления единства российской нации, развития межнационального сотрудничества, социальной активности, добровольчества и т.д.;
– отсутствие в ВУЗах, СУЗах края системы подготовки специалистов для работы в некоммерческом секторе, а также по работе с НКО.
По итогам работы всех площадок Форума участниками и экспертами были сформулированы рекомендации по следующим направлениям:
"Участие негосударственных организаций в производстве социальных услуг".
Совету по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций при Правительстве края:
- проработать вопрос об организации на постоянной основе консультационно-методического сопровождения органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления по применению механизмов привлечения НКО к оказанию государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере; а также социально ориентированных некоммерческих организаций по выводу их на рынок социальных услуг.
Отраслевым министерствам "социального блока", администрациям муниципальных образований края:
- в каждом исполнительном органе государственной власти закрепить ответственного специалиста по организации доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, с включением данных обязанностей в должностные регламенты сотрудников; в администрациях муниципальных образований определить ответственного сотрудника по соответствующему направлению на уровне не ниже заместителя главы администрации или начальника управления;
- сформировать и систематически дополнять перечни востребованных услуг в социальной сфере, которые не предоставляются государственными (муниципальными) учреждениями, но успешно реализуются краевыми (местными) СОНКО;
- выделить в составе мероприятий муниципальных программ услуги, которые могут оказываться СОНКО (мероприятия, в рамках которых предусмотрена передача бюджетных средств СОНКО в виде субсидий; мероприятия, в рамках которых предусмотрена закупка услуг; мероприятия, содержание которых позволяет существующим в муниципалитете СОНКО оказывать в их рамках социальные услуги населению). При необходимости откорректировать муниципальные программы;
- содействовать созданию ресурсных центров поддержки СОНКО в малых городах и сельских территориях на базах библиотек, школ, клубов, музеев, домов культуры, закрепив соответствующие функции в учредительных документах муниципальных и краевых учреждений социальной сферы.
Министерству экономического развития края:
- проработать вопрос о создании рабочей группы по развитию социального предпринимательства в Хабаровском крае с участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти, представителей СОНКО, социальных предпринимателей, общественных объединений предпринимателей, представителей научного сообщества, а также органов местного самоуправления.
Главному управлению внутренней политики Губернатора и Правительства края совместно с краевыми министерствами "социального блока":
- стимулировать создание объединений и партнерств (ассоциаций, союзов, клубов) НКО края, инициативных групп, а также профессиональных сообществ, в которые войдут представители некоммерческих организаций и учреждений социальной сферы, для формирования единого коммуникативного и информационного пространства.
СОНКО, предоставляющим услуги в социальной сфере:
- изучить перечень общественно полезных услуг, критерии качества их оказания для дальнейшего самоопределения;
- активно взаимодействовать с органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления, информировать о своей работе, о возможностях оказания социальных услуг и возникающих при этом барьерах.
"Актуальные сценарии развития межсекторного взаимодействия".
Общественной палате Хабаровского края:
- выступить диалоговой и экспертной площадкой по разработке и широкому общественному обсуждению Стратегии развития некоммерческого сектора Хабаровского края, итоговый ее проект представить на очередном Гражданском форуме Хабаровского края осенью 2017 года.
Органам государственной власти Хабаровского края:
- не допускать принятия законов и подзаконных актов, связанных с жизнедеятельностью граждан и вызывающих социальную напряженность в обществе, без предварительного широкого общественного обсуждения, в том числе общественных слушаний и обсуждений на площадках Общественной палаты Хабаровского края, общественных советов;
- размещать на имеющихся официальных информационных ресурсах (сайт Правительства края, краевой Законодательной Думы) информацию для вовлечения жителей края в процессы выдвижения, обсуждения и принятия решений по общественно значимым вопросам.
Правительству Хабаровского края:
- определить единые целевые приоритеты поддержки некоммерческих организаций и гражданских инициатив, выходящие за рамки узко ведомственных подходов отдельных министерств и ведомств. Формальное распределение ответственности за поддержку социально ориентированного некоммерческого сектора между отраслевыми министерствами и ведомствами может привести к утрате поддержки целого ряда значимых видов общественной деятельности, направленной на решение межведомственных, межотраслевых задач и проблем, в том числе, деятельности по ресурсному сопровождению гражданских инициатив;
- рассмотреть возможность укрепить (через расширение штатной численности сотрудников) главное управления внутренней политики Губернатора и Правительства края для повышения эффективности реализации единой стратегии, идеологии и методологии поддержки конструктивной гражданской активности и координации межведомственного взаимодействия в данной сфере;
- проработать вопрос о создании координационного органа по благотворительности с участием краевых благотворительных фондов, экспертов в сфере благотворительности.
Главному управлению внутренней политики Губернатора и Правительства края совместно с министерством экономического развития края и краевыми общественными благотворительными организациями:
- разработать механизмы поощрения и тиражирования лучших практик частной и корпоративной благотворительности на территории края.
Управлению по реализации государственной национальной политики главного управления внутренней политики Губернатора и Правительства края:
- разработать в течение 2017 года Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации в Хабаровском крае с привлечением всех заинтересованных структур гражданского общества края;
- при подготовке концепции Гражданского форума-2017 проработать вопрос о включении в его программу в качестве одной из основных тематических линий "Укрепление единства российской нации, общественное и духовное единение жителей Хабаровского края".
Руководителям министерств и иных органов исполнительной власти края:
- ?обеспечить участие членов общественных советов, созданных при министерствах и иных органах исполнительной власти края, в расширенных заседаниях Правительства края;
- ?привлекать к участию в работе общественных советов при органах исполнительной власти края представителей общественных советов при федеральных органах исполнительной власти;
-?содействовать общественным советам при органах исполнительной власти края в организации и проведении выездных заседаний, а также участии в выездных мероприятиях органов исполнительной власти края;
- при формировании ежемесячного календарного плана основных мероприятий, проводимых в Хабаровском крае, направлять в министерство международного и межрегионального сотрудничества края информацию о планируемых заседаниях общественного совета при органе исполнительной власти края;
- привести составы конкурсных и аттестационных комиссий в соответствии с ч. 8.1 статьи 22, а также ч. 10.1 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", включив в них представителей общественного совета, созданного при органе исполнительной власти края.
Управлению реализации общественных проектов Губернатора и Правительства края совместно с Общественной палатой Хабаровского края:
- разработать "дорожную карту" по развитию общественных советов муниципальных образований края на 2017 год. Деятельность общественных советов необходимо сконцентрировать на активном участии в независимой оценке качества оказания услуг гражданам, организации общественного контроля, подготовке предложений и рекомендаций органам власти, при которых общественные советы действуют. Главным индикатором функционирования общественных советов должен стать показатель, характеризующий количество предложений общественного совета, реализованных органом власти.
Главному управлению информационной политики Губернатора и Правительства края:
- с целью формирования позитивного общественного мнения о деятельности Губернатора и Правительства, направленной на поддержку некоммерческого сектора края, а также повышения доверия населения к работе НКО усилить информационное присутствие в СМИ деятельности институтов гражданского общества через создание регулярных рубрик в СМИ, циклов радио- и телепередач, транслирующих лучшие гражданские практики, популяризирующих общественную деятельность и добровольчество, повышающих авторитет лидеров общественного мнения;
- увеличить количество социальной рекламы в СМИ, направленной на мотивацию граждан по активному участию в благотворительной и добровольческой деятельности.
Общественным советам при органах исполнительной власти края:
- при решении вопросов межведомственного характера проводить совместные заседания с общественными советами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Хабаровского края, а также с общественными советами муниципальных образований края.
Средствам массовой информации края и муниципальных образований:
- активно популяризировать общественно значимую деятельность СОНКО, ТОС; формировать позитивный имидж краевых общественных организаций, работающих в сфере укрепления межнациональных отношений и этнокультурного развития.
Организационному комитету Гражданского форума:
- подготовить предложения о постоянно действующих (в течение года) дискуссионных, образовательных площадках форума для обеспечения участия максимального количества активных граждан края в его мероприятиях, а также накопления и обобщения базовых наработок к итоговому краевому Гражданскому форуму.
"Профессионализация некоммерческого сектора: трудности роста".
Общественной палате Хабаровского края:
- обеспечить создание в открытом информационном пространстве краевой базы экспертов и консультантов в области развития гражданского общества и социальных технологий как ресурса для обмена опытом, практиками, получения информационно-методической помощи;
- рассмотреть возможность нематериального поощрения лучших социально ориентированных НКО через создания на сайте Общественной палаты соответствующих разделов (например, раздела "Доска почета"), где можно публиковать информации об успехах НКО края и отзывы об их работе благополучателей, партнеров, органов власти;
- обеспечить рассмотрение на ежегодном Гражданском форуме (на иных публичных площадках) эффективность реализации социальных проектов, получивших государственную поддержку.
Управлению общественных связей главного управления внутренней политики Губернатора и Правительства края:
- содействовать созданию межрегионального центра развития социальных инициатив, целью которого станет изучение форм гражданской активности в ДФО, обмен опытом и внедрение успешных социальных технологий в Хабаровском крае;
- проработать вопрос о создании и обеспечении деятельности краевого многофункционального ресурсного центра по поддержке деятельности СОНКО в рамках государственной программы "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае на 2013-2020 гг." при сохранении конкурса проектов СОНКО, оказывающих информационную, консультационную и методическую поддержку деятельности другим СОНКО края;
- рассмотреть возможность увеличения объема субсидий из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям для возмещения расходов, связанных с осуществлением их уставной деятельности, с 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей, но не более 50 % от произведенных затрат;
- рассмотреть возможность включения в перечень приоритетных направлений поддержки социальных проектов СОНКО "оказание услуг в сфере социальной и культурной адаптации мигрантов";
- инициировать создание проектной группы по разработке направлений взаимовыгодного сотрудничества ВУЗов и НКО края, с включением в нее представителей некоммерческих организаций, вузовского сообщества, органов исполнительной власти других заинтересованных сторон.
Некоммерческим организациям и гражданским активистам края:
- усилить финансовую и организационную дисциплину реализации социальных проектов, получивших финансирование из краевого или муниципального бюджета;
- в целях объединения ресурсов, идей и совместных действий инициировать создание ассоциаций и коалиций НКО, иных форм внутрисекторного взаимодействия и сотрудничества;
- практиковать создание социальных проектов на основе партнёрского участия нескольких организаций и групп специалистов, в том числе преподавателей и студентов высших учебных заведений края;
- внедрять практику обмена специалистами между организациями, а также использовать возможности объединения бюджетов СОНКО для совместного привлечения специалистов высокого профессионального уровня с целью качественного решения социально значимых задач и потребностей самих СОНКО;
- НКО, работающим в сфере благотворительности, разработать и принять этический кодекс благотворительных организаций;
- создать единый Интернет-ресурс, посвященный развитию благотворительности и добровольчества в крае;
- оказывать содействие молодым специалистам в интеграции в местные сообщества;
- усилить работу по вхождению в медийное пространство, в телевизионные форматы, интернет-ресурсы, заниматься формированием собственного оригинального контента для его распространения в СМИ и социальных сетях.
Высшим учебным заведениям Хабаровского края:
- рассмотреть возможность включения представителей НКО, обладающих необходимыми компетенциями, в образовательный процесс;
- включить НКО в реализацию системы мероприятий, ориентированных на профессионализацию студентов.
"Муниципальные аспекты развития гражданского общества".
Правительству Хабаровского края:
- с целью повышению качества гражданских инициатив разработать механизмы привлечения представителей экспертного сообщества к их подготовке и экспертному сопровождению.
Главному управлению внутренней политики Губернатора и Правительства края:
- развивать практику организации совместных мероприятий по повышению профессиональной компетенции для государственных и муниципальных служащих, представителей СОНКО и национальных общественных объединений для обеспечения эффективной реализации государственной национальной политики на уровне муниципалитетов.
Управлению реализации общественных проектов Губернатора и Правительства Хабаровского края:
- расширить эффективную практику региональной поддержки территориального общественного самоуправления (ТОС) на территории Хабаровского края в форме организации конкурса проектов ТОС и предоставления грантов муниципальным образованиям Хабаровского края для реализации проектов и развития ТОС;
- продолжить работу по поиску и внедрению новых форм поддержки ТОС на территории Хабаровского края;
- разработать методические материалы по созданию и организации деятельности ТОС для органов местного самоуправления и граждан и разместить для общего доступа на официальном сайте управления реализации общественных проектов Губернатора и Правительства Хабаровского края;
- проводить выездные обучающие семинары для жителей муниципальных образований Хабаровского края и специалистов органов местного самоуправления Хабаровского края по вопросу организации и деятельности ТОС;
- активно оказывать информационную и методическую поддержку органам местного самоуправления Хабаровского края по организации и осуществлению ТОС.
Администрациям муниципальных районов и городских округов Хабаровского края:
- разработать и принять муниципальные программы по развитию ТОС, в которых предусмотреть возможность финансирования проектов ТОС; а также завершить в 2017 году разработку и принятие муниципальных программ поддержки СОНКО во всех муниципальных районах края;
- оказывать информационную, методическую и организационную помощь органам местного самоуправления сельских и городских поселений по организации и осуществлению ТОС;
- содействовать созданию и развитию в муниципальных образованиях края центров или консультационных пунктов по поддержке общественных инициатив;
- содействовать реализации "ресурсных" проектов инфраструктурных краевых СОНКО по созданию и развитию муниципальных и межмуниципальных ресурсных центров поддержки гражданских активностей на местах;
- осуществлять информационную и организационную поддержку социальных проектов, получивших государственное софинансирование и реализуемых на территории конкретного муниципального образования;
- содействовать формированию и развитию местных сообществ на территориях муниципальных образований посредством широкого вовлечения населения в социально-полезную деятельность по решению вопросов местного значения;
- принять меры к повышению профессиональной компетентности муниципальных служащих в вопросах взаимодействия с СОНКО и специфики межнациональных отношений;
- практиковать различные формы выявления и поддержки инициатив граждан на местном уровне (например, проведения фестивалей местных сообществ и др.).
Администрациям городских округов и муниципальных районов Хабаровского края:
- содействовать созданию и развитию фондов местных сообществ как механизма решению актуальных вопросов местного значения.
Администрациям городских и сельских поселений Хабаровского края:
- разработать и (или) актуализировать муниципальные нормативные акты, необходимые для организации и осуществления ТОС в муниципальных образованиях;
- определить должностных лиц (структурное подразделение), ответственных за содействие деятельности ТОС и организации взаимодействия с ними;
- проводить активную работу с населением по популяризации ТОС и оказывать организационное содействие в формировании ТОС на своих территориях;
- предусмотреть возможность имущественной поддержки ТОС.
Представителям территориального общественного самоуправления Хабаровского края:
- принимать активное участие в муниципальных и краевых конкурсах по поддержке проектов ТОС;
- создать ТОС с образованием юридических лиц с целью участия в конкурсах на получение грантов федерального уровня.
Общественной палате края совместно с органами местного самоуправления:
- создать на сайте Общественной палаты базу лучших муниципальных практик НКО в сфере инициатив граждан.
Файл | Размер |
---|---|
Итоговая резолюция | 151.5 КБ |